Система Предотвращения Непреднамеренного Ускорения

Рассмотрим систему предотвращения непреднамеренного ускорения автомобиля. Основные характеристики, устройство и принцип работы. В конце статьи видео-обзор работы DSC.

Содержание статьи:

  • Что такое система DSC

  • Устройство

  • Принцип работы

  • Преимущества и недостатки

  • Видео

Система предотвращения непреднамеренного ускорения автомобиля относится к классу активных механизмов и предназначена для предотвращения столкновений с ближайшим препятствием, а так же исправлению различных ошибок водителя. В зависимости от производителя и модели автомобиля, механизм может быть представлен как отдельная структура или же использовать другие системы безопасности.

Что такое DSC и варианты

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Как уже говорили, система предотвращения непреднамеренного ускорения предназначена для своевременного реагирования нажатия на педаль акселератора. Такие ситуации могут возникнуть в момент парковки автомобиля, неправильный выбор педали или чрезмерное нажатие педали. Чаще всего подобная ситуация встречается с автоматической коробкой передач, в момент переключения рычага кпп. Неопытный водитель забывает снять ногу с педали газа и в этот момент переключает рычаг, например, с парковки в режим Drive (D). Устройство распознает нештатную ситуацию и попросту не дает машине начать движение.

В 99% случаев такая активная система устанавливается на автомобили с автоматической коробкой передач. Так как машина с механической коробкой передач устроена других образом. Такое непреднамеренное ускорение может привести к авариям или куда худшим последствиям. На сегодня ведущим производителям и разработчиком считается компания Toyota, General Motors и Nissan. Основная доля разработки пришлась компанию Тойота, они создали две системы предотвращения непреднамеренного ускорения автомобиля. Первый механизм Intelligent Clearance Sonar (ICS), второе устройство Drive-Start Control (DSC). Представленные устройства не дублируют одно одного, а скорей дополняют, но вот по конструкции они разные. Рассмотрим их устройство, основные отличия и принцип работы.

Устройство системы ICS и DSC

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Устройство системы предотвращения непреднамеренного ускорения зависит от самого типа механизма. Чаще всего встречаются два варианта: система ICS на основе датчиков и устройство DSC на базе логики и других активных механизмов безопасности. Для начала рассмотрим устройство ICS, как правило, в основу такого устройства входят ультразвуковые датчики, за счет которых сканируется пространство по периметру автомобиля (спереди, сбоку и сзади). В момент ускорения автомобиля, точней в случае непреднамеренного нажатия на педаль газа, датчики определяют расстояние до ближайшего объекта, а так же их положение.

Помимо датчиков, в перечень системы ICS входит электронный блок управления и механизм управления устройствами автомобиля (тормозами, дроссельная заслонка двигателя и рулевое колесо). Не исключено наличие кнопки, за счет которой механизм можно включить или выключить. Хотя современные производители внедряют устройство, которое нельзя выключить без специальной комбинации бортового компьютера.

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Вторая и более распространенная система DSC – механизм предотвращения непреднамеренного ускорения автомобиля. Огромный плюс такого устройства в том, что основную роль выполняет электронный блок управления, а для считывания информации служат разные активные устройства безопасности. Как показывает практика, чаще всего подобные ситуации возникают с автоматической коробкой передач, когда водитель переключает селектор с режима парковки (P), в режим передвижения (D – Drive), при этом, не убирая ногу с педали газа.

В данном случае электронный блок управления обрабатывает запрограммированную логику, считывает необходимую информацию с блока АКПП, а так же с датчиков парктроника и изображение с камер по периметру автомобиля. Учитывается информация об оборотах коленвала двигателя и цепочки передвижения авто до момента срабатывания системы DSC. Аналогично механизм рассчитывает момент между уменьшением усилия на педаль тормоза и нажатием на педаль газа. Одним словом, многое в этом механизме построено на логике и практичных ситуациях из жизни водителей.

Принцип работы системы ICS и DSC

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Несмотря на то, что механизмы ICS и DSC очень похожи между собой и выполняют, по сути, одинаковую задачу, по строению и логике отработки они разные. Рассмотрим принцип работы каждой системы отдельно, чтоб понять основную разницу. Как уже говорили, основой для механизма ICS являются ультразвуковые датчики, поэтому в момент полной остановки автомобиля, но при рабочем двигателе, блок управления мониторит информацию с датчиков по периметру машины.

Если автомобиль непреднамеренно и резко начинает движение, система определяет, как была использована педаль газа (резкое или чрезмерное нажатие на педаль). В момент движения считывается расстояние от авто к ближайшей помехе или объекту и передается на электронный блок управления. Если при заданной скорости и траектории столкновение автомобиля с объектом неизбежно, система автоматически активирует тормозной механизм, снижает обороты двигателя, за счет закрытия дроссельной заслонки. Как правило, параллельно о нарушении движения, устройство оповещает водителя и до полной остановки двигателя (пока водитель не заглушит двигатель) не разрешит дальнейшее движение машины.

В самой крайней ситуации, задействуется устройство курсовой устойчивости и экстренного торможения. Это в 99% случаев предотвратит столкновение автомобиля с объектом, а так же приведет к его полной остановке. Как и в предыдущих ситуациях, для дальнейшего передвижения, необходимо полностью заглушить двигатель, тем самым дав понять устройству о готовности к дальнейшему движению.

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Принципът на втората DSC система е малко по-различен. Основата на този механизъм за предотвратяване на неволно ускорение е електронен блок за управление с добре програмирана логика. Контролният блок непрекъснато чете информация от различни източници. Винаги се вземат предвид естеството на движението на автомобила, моментът на ускорение, скоростта на превключване на селектора на скоростната кутия, сензора за ъгъла на завиване и други нюанси.

Пример за това може да бъде елементарно превключване на лоста на автоматичната скоростна кутия от едно положение в друго, докато кракът не е свален от педала за газ. Както показват статистическите данни, в този случай водачът не натиска спирачния педал, което може да доведе до рязък скок на автомобила и сблъсък с други предмети. Следователно системата DSC винаги следи реда на действията на водача и прехвърля всичко към електронния блок за управление. Ако се установи ситуация на неволно ускорение на превозното средство, оборотите на двигателя незабавно се намаляват чрез затваряне на дроселната клапа и се задействат спирачките.

Най-често системата DSC използва основата на други активни механизми за безопасност, например сензори за паркиране, управление на волана, всичко, което може да даде повече информация за състоянието на автомобила и да спре автомобила възможно най-скоро, като по този начин се избягва сблъсък . Както показват статистическите данни, производителите на автомобили комбинират ICS и DSC устройства, като по този начин повишават безопасността на пътниците и, разбира се, подобряват реакцията на устройството. По този начин механизмите не влизат в конфликт, а допълват една, като изключват всякакви ситуации, за да се предотврати неволно ускоряване на автомобила.

Предимства и недостатъци на ICS и DSC

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Както всеки механизъм, системата за предотвратяване на неволно ускорение има положителни и отрицателни страни. Предимствата включват избягване на сблъсъци с други предмети, повишаване на безопасността на пътниците и минимизиране на щетите по автомобила. Системата за предотвратяване на неволно ускорение прави всичко, за да защити пътниците.

Ако вземем предвид недостатъците, тогава те са много по-малко, но те все още са там. Пример за това е ситуацията, когато в момента на изпреварване е необходимо да натиснете рязко газта, механизмът може да реагира по два начина. От една страна, за да се разбере водачът и да се увеличи оборотите на двигателя, като по този начин се позволява изпреварване на преминаващото превозно средство, от друга страна, да се разглежда ситуацията като неволно ускорение и обратно, за да се намали скоростта на двигателя.

Система предотвращения непреднамеренного ускорения

Още по-често може да възникне ситуация, когато водачът трябва да започне рязко от място, за да избегне допълнителни пътни инциденти. Двигателят може също да тълкува това като неволно ускорение, като по този начин застрашава безопасността на пътниците. Производителите по всякакъв възможен начин модифицират логиката на електронните контролни устройства, като по този начин намаляват подобни негативни ситуации.

Според статистиката за начинаещи шофьори системата за предотвратяване на неволно ускорение е незаменим помощник и много често помага да се избегнат сблъсъци с други предмети, включително превозни средства на пътя или паркиране. Последните разработки на производителите отиват за автоматичното използване на това устройство и почти няма начин да се изключи действието на целия механизъм.

Видео преглед на това как работи DSC:

Подобен...